Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Рекомендации по эффективному взаимодействию родителей и детей подросткового возраста

1) Требования от подростка полного подчинения взрослым, или, наоборот, снисходительное отношение родителей к ребенку, не даст хороших результатов. Для формирования адекватных форм чувства взрослости (принятие ответственности, социальная активность, умение отстаивать свою точку зрения, умение найти выход из конфликтных ситуаций и др.) нужно:

  • - аргументировать ваши запреты,
  • - попытаться превратить свои требования в его желания,
  • - обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия (испортишь свое здоровье, можешь попасть в плохую компанию, с тобой может случиться что-то плохое),
  • - считаться с мнением подростка (иначе он не научится считаться с вашим), не считать свою позицию на 100% правильной,
  • - анализировать с детьми причины их удач или неудач,
  • - помочь понять ребенку его слабые и сильные стороны,
  • - поддерживать его, хвалить (возможно, даже не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе),
  • - в спорах пытаться договориться.

2) Когда подросток отстаивает свои взгляды и ценности, противопоставляя их нормам и требованиям взрослых, выискивает недостатки во взрослых, пытается «обличить» в чем-то и т.д., не нужно пассивно соглашаться с подростком. Выражайте и активно отстаивайте собственную позицию. Именно подобное спокойное, доброжелательное противодействие оказывается наиболее значимым для подростка, поскольку позволяет ему «оттачивать» свою логику, утверждать свои принципы в достаточно мягком и безопасном противоборстве.

3) Не кричите, не оскорбляйте подростка, не унижайте его как личность. В случае возникновения конфликтных ситуаций попытайтесь успокоиться, говорите строго, но спокойно. Когда успокоитесь, то можно начать конструктивный разговор. Сначала выскажите свое мнение, затем выслушайте мнение ребенка. Предложите свое решение проблемы, потом выслушайте предложения, предлагаемые ребенком. Найдите общее решение проблемы, удовлетворяющее вас и вашего ребенка.

4) Создайте условия, для того, чтобы ребенок не боялся признаться вам в своих ошибках , сказать Вам правду, какая бы она ни была.

5) Старайтесь не ограждать подростка от трудностей. Позвольте ребенку действовать самостоятельно (конечно, в определенных границах безопасности), при этом создайте у ребенка уверенность в поддержке и помощи с вашей стороны. Научите тому, чтобы он не боялся преодолевать трудности. Объясните, что преодоление трудностей укрепляет характер, повышают самооценку. Объясните, что даже в неудачах есть «свои плюсы» - ни будут для ребенка жизненным опытом. Удачи подростка объясняйте его способностями;

6) Не предъявляйте к ребенку завышенные требования, не соответствующие его способностям. Старайтесь развивать интересы и способности ребенка в какой-то области. Уверенность в собственных способностях в той или иной области формируют положительную самооценку. Найдите такую область, которая была бы интересна подростку, и помогите ребенку добиться в ней реального успеха.

7) Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения.

8) Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам. Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей.

9) Будьте всегда для своего ребенка, прежде всего, старшим, мудрым другом и только потом любящей (им) мамой (папой).

10) Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии;

11) Хвалите подростка чаще, чем ругайте (можете вести дневник и записывать сколько раз в день вы похвалили ребенка и за что). Подчеркивайте удачи и достижения подростка. Хвалите ребенка за то, что получается у него лучше всего. Пусть это будет что-то маленькое и незначительное, а похвала будет огромной. Обязательно говорите слова благодарности.

12) Сравнивайте своего ребенка только с ним самим, а не с другими детьми, обязательно отмечая продвижение вперед. Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых;

13) Рассказывайте ребенку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте. Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять.

14) Научитесь задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе? Что тебе понравилось в школе, а что нет?»

15) Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что его принимают и уважают. Сформируйте у подростка четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками.

Дарите ребенку любовь!
Обнимайте его каждый день!
Говорите, что любите его!

Удачи вам, мира и тепла вашей семье!

^