Школьная Служба Примирения (ШСП) – служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы.
Школьная служба примирения является объединением педагогов, действующим в образовательной организации на основе добровольческих усилий, реализующим восстановительный подход к разрешению конфликтов, профилактике деструктивного поведения и правонарушений детей и подростков, построению конструктивных отношений в школьном сообществе.
Школьная служба примирения (далее - ШСП) является частью школьной системы профилактики или социально-психологической службы образовательной организации либо частью системы школьного самоуправления.
Цель ШСП
Содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и ситуаций на основе принципов работы восстановительных программ
Задачи ШСП
1. проведение восстановительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов и криминальных ситуаций;
2. обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности;
3. информирование обучающихся и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации;
4. профилактика агрессивных, насильственных и антиобщественных действий среди детей и подростков.
Требования к ШСП
1. Участники конфликта признают своё участие в конфликте.
2. Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы.
3. Сторонам более 10 лет.
4. Информация о конфликте не передавалась (и не будет передана) в другие структуры: классное собрание, педсовет, совет по профилактике и др.
5. Со времени конфликта прошло не более 1-2 месяцев (в противном случае пережитые чувства стираются)
В службах примирения образовательных учреждений медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:
- обучающиеся;
- педагогические работники образовательного учреждения;
- иные взрослые (родитель, сотрудник общественной или государственной организации, или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учреждения.
Ситуации, в которых возможно использование школьных служб примирения:
-Случаи, близкие к криминальным.
-Конфликты детей внутри класса и между группами детей.
-Конфликты между учителем и учащимся.
-Случаи, когда конфликт детей приводит к конфликту родителей.
-Случаи отвержения детей в классе.
-С разрушенными отношениями в коллективе (классе).
Виды восстановительных программ
в образовательной организации
Медиация- одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Имеет определенные условия и правила ведения, очерёдность действий, фаз, а также основывается на следующих принципах:
-добровольность,
-конфиденциальность,
-взаимоуважение,
-равноправие сторон,
-нейтральность и беспристрастность медиатора,
-прозрачность процедуры.
Круги сообщества - программа, работающая с групповыми конфликтами, ситуациями изгоев, для поддержки пострадавших, нарушение дисциплины и пр. В ходе нее участники обсуждают свои ценности и вместе ищут решение.
Школьная конференция – это процесс, который стремится восстановить ущерб, причиненный отношениям внутри сообщества в результате инцидента, включающего в себя антиобщественное поведение. Этот процесс позволяет всем участникам встретиться и достигнуть большего взаимопонимания относительно воздействия и причин произошедшего, а также предпочтительного исхода. Обычно сюда вовлечены один или несколько пострадавших, их родители/опекуны и один или несколько лиц, причинивших ущерб, с их родителями/опекунами.
Семейная конференция – программа, когда в проблемную ситуацию вовлечена семья ребенка. Основа семейной конференции - это передача семье ответственности за разработку плана по выходу из проблемной ситуации и организация условий для выработки семьей этого плана.
Порядок работы службы примирения
1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы примирения.
2. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.
3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение для проведения программы также необходимо согласие родителей.
4. В случае если примирительная программа планируется на этапе дознания или следствия, то о ее проведении ставится в известность администрация школы и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.
5. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель службы примирения.
6. Примирительная программа не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости. В примирительной программе не могут участвовать лица, имеющие психические заболевания.
7. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.
8. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в примирительном договоре.
Состав школьной службы примирения
МБОУ «Талажская СШ» :
· Смольникова Мая Руслановна (педагог-психолог)
· Бросалин Александр Николаевич (социальный педагог)
· Желябина Екатерина Султановна (педагог- библиотекарь)
Обращайтесь. Будем рады помочь!